Ваш город:

Дополнительное образование для детей третьего тысячелетия

3 мар. 2021 г.
0
24202

Когда речь заходит об обучении детей, которым предстоит использовать свои знания на пользу прогрессу уже завтра (а оно, как всегда, наступит внезапно и быстрее, чем кажется), банальная фраза «жизнь не стоит на месте» приобретает яркий смысл.

Дополнительное образование для детей третьего тысячелетия

Технологии настолько закрепились в нашей реальности, что современные дети рождаются с пониманием их сути на интуитивном уровне. А значит, дальнейшее их развитие предполагает внедрение намного более сложных задач и использование кардинально новых методов и инструментов, чем те, которые ставятся и используются на базовом уровне обязательного образования.

Тем не менее, изменение школьных учебных программ в сторону усложнения пока не предвидится (к счастью, или к несчастью – время покажет), поскольку общее образование – для всех. Но талантам нужна база для раскрытия. Это значит, что все надежды на будущее процветание связаны с дополнительным образованием подрастающего поколения. Поэтому не лишним будет знать, что уже сделано в этом направлении, где и как сегодня дети осваивают профессии будущего.

Новая реальность – новый подход к воспитанию и обучению

У каждой игры существуют правила, и новые «игрушки» детей – часть взрослой реальной жизни: выход 2-3 летнего ребенка в мировую «паутину» сравним с его самостоятельной прогулкой по оживленному проспекту мегаполиса в час «пик», без знания правил и без сопровождения взрослых.

То, что дети сейчас осваивают смартфоны и планшеты раньше, чем азбуку и даже навыки устной речи, взрослых уже не удивляет. Современные технологичные «игрушки» помогают родителям увлечь малыша, едва освободившегося от пеленок, пока взрослые заняты своими делами. Дети приходят в первый класс, уже освоив базовый уровень владения ПК и познакомившись с «мировой паутиной» во многих деталях.

К сожалению, во время этого знакомства взрослые чаще всего остаются в стороне: ведь, главная их цель заключается в том, чтобы увлечь ребенка, дав свой гаджет, а самим погрузиться в собственные заботы. В этом и заключается главный негатив: погружение ребенка в виртуальный мир, где, безусловно, можно найти много полезного, при бесконтрольном доступе к сети происходит стихийно и не целенаправленно, что чревато приобретением бесполезных и даже вредных знаний для несформировавшейся личности.

Давая ребенку в руки инструмент для развития, необходимо объяснить малышу правила обращения с ним. Поскольку родители первыми «открывают двери» в виртуальный мир, то и объяснять детям правила поведения в неизведанном пространстве должны они.

Конечно, технологичный век имеет и свои преимущества: с помощью интернета легче развивать ребенка, а также показать ему, где можно найти полезную информацию, соответствующую его увлечениям и способностям.

Людям старшего поколения только кажется, что у современных детей слишком большая умственная нагрузка в школе. А они уже давно другие: многозадачные, активные, требующие не только притока информации в виде лекций и нравоучений, но и доказательств, проверенных на практике. Они нуждаются в том, что школа, учитывая разносторонние индивидуальные интересы каждого ученика, пока не может предоставить, хотя IT-клубы, кванториумы в школах появляются уже намного чаще. Только детей нужно направлять, подталкивать и подсказывать, где они могут утолить свою жажду знаний и найти применение своей неуемной энергии.

Министерство просвещения – в ногу со временем

Реализацию проекта «Образование», отчасти, ускорила «удаленка», из-за которой пришлось переводить на онлайн обучение целые регионы. Для чего, соответственно, понадобилось в срочном порядке создавать новые образовательные интернет-платформы.

Сейчас собственные аккаунты Министерства просвещения созданы во всех социальных сетях, откуда можно узнать последние новости из первых рук. Мониторинг показывает, что количество пользователей – более миллиона россиян:

  • учеников школ и учащихся до 18 лет – 13%,
  • людей в возрастной категории 35-45 лет – 27%,
  • старше 45 лет - 16%.

Однако, 1 миллион россиян, вовлеченных в образовательный процесс в формате онлайн, маловато для 146 миллионов населения. В чем причина пассивности граждан, еще предстоит разобраться.

Но однозначно можно отметить, что многомиллионное присутствие детей и взрослых в социальных сетях связана не с низким качеством интернета (или отсутствием покрытия в самых труднодоступных уголках страны), а с низкой заинтересованностью граждан новыми образовательными технологиями, которые предоставляет ведомство просвещения при поддержке Правительства России.

А между тем, многочисленные обучающие эфиры, которые стартовали в марте 2020 года (когда вся страна ушла на удаленку) и доступны для всех, работают уже на постоянной основе, и каждый может найти для себя интересную тему:

  • сменить профессию или повысить квалификацию;
  • посмотреть эфир «Шоу профессий» с ребенком, и расширить его кругозор, представление о профессиях будущего;
  • приобщиться к здоровому образу жизни с программами «Будь здоров» или «Спорт – это жизнь!»;
  • узнать об открытии новых центров «Точка роста» и выбрать подходящее направление для саморазвития, и т. д.

До окончательной даты реализации Национального проекта «Образование» осталось 3 года – пройдено больше половины пути, открыто около 3 000 центров в 81 регионе России и больше 5000 – в сельских школах и малых городах. В этих центрах – новое оборудование, «по последнему слову техники».

По словам Антона Барашенкова – блогера и автора проекта «Палеогород», у него более 200 000 подписчиков, а ролик о мозозаврах набрал больше 5 миллионов просмотров. Это означает, что при желании детей можно увлечь полезным познавательным контентом.

Но важно, чтобы это желание появилось у взрослых. Беспокоит, что из 32,86 млн. детей в возрасте до 18 лет и 1,255 млн. педагогов в России, не считая молодежи в возрасте до 30 лет (а это около 30 млн человек), интернет-порталы Министерства просвещения посещает только миллион пользователей. Видимо, создания материальных условий «сверху» и стараний ведомства образования быть в тренде маловато.

Правда, работают и другие образовательные порталы на сайтах «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, TikTok, где количество школьников, молодежи и учителей исключительно с образовательной целью установить крайне сложно. Все же, цифровая среда имеет нежелательные побочные эффекты, и, похоже, к работе в социальных сетях нужно готовить не только детей, но и учителей.

«Кванториум» – альтернатива для будущего

Рано или поздно пандемия закончится, а с ней – обучение в соцсетях. Детям и подросткам захочется реального общения и практических навыков. И здесь очень кстати придется STEM-подход в обучении. 5 лет назад «Новая модель дополнительного образования детей» – стратегическая инициатива, одобренная Президентом РФ, с практическим ориентиром на получение новых знаний и решение самых сложных задач, проложила путь школьникам третьего тысячелетия к новому уровню технического развития и раскрытию творческого, научного потенциала.

«Кванториумы», как доступная и эффективная модель образования, доступны к клонированию во всех уголках России. Их преимущество – в реальности полученных навыков коллективного творчества.

Технопарк – отличная возможность не только посмотреть на мониторе, как происходит химическая реакция, но и самому поставить такой опыт (а практика – лучший способ понимания и запоминания). В Технопарках детям доступны любые направления:

  • Для будущих энергетиков;
  • Для страстных поклонников умных технологий;
  • Будущих создателей промышленной робототехники;
  • Для проектировщиков;
  • Разработчиков наноматериалов;
  • Космонавтиков – новой эры покорителей Вселенной и т.д.

В прошлом году в столице, в рамках пилотного проекта, заработали IT-классы, выпускники которых смогут претендовать на обучение в ВУЗе по соответствующему профилю. Цель создания таких классов – сосредоточение наиболее талантливых и увлеченных детей, желающих продолжить обучение по специальной программе и уже сделавших профессиональный выбор. IT-классы пока создаются для старшеклассников, а углубленный уровень предпрофессиональной подготовки ведется, пока по 6 основным направлениям:

  • Информационная безопасность;
  • Программирование;
  • Моделирование и прототипирование;
  • Технологии связи;
  • Робототехника;
  • Технологии больших данных.

По этим направлениям можно судить, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Тем более, создание IT-полигонов с компьютерными системами и материальной базой для робототехники, не оставляет сомнений, что все всерьез и навсегда, и в скором времени такие классы будут созданы во всех субъектах РФ. Разумеется, направления углубленного изучения будут расширяться.

А пока в социальных сетях и на официальных порталах можно отлеживать новости о предстоящих переменах в образовании и обсуждать предстоящие перемены в Телеграме или «Одноклассниках», выбирая свою профессию будущего.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
0
117
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
305
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин
Как сообщает ТАСС, сегодня, 21 января 2025 года, председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин в рамках пленарного заседания палаты заявил о т..
В Госдуме РФ предложили сделать начальное профобразование бесплатным
21 янв. 2025 г.
0
1012
Оставить свой комментарий

Ваш город: