Ваш город:

Где обучают тренеров по киберспорту

4 мая 2018 г.
1
26789

В нашей стране есть вуз, который готовит кибертренеров. Это - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

Где обучают тренеров по киберспорту

Первые в России бакалавры киберспорта получат дипломы по программе «Теория и методика компьютерного спорта» в этом году. Им предстоит заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта.

Одно из направлений, по которому они будут работать, - пропаганда здорового компьютерного образа жизни и помощь подросткам-геймерам в избавлении от игровой зависимости.

Об этом рассказывает Елена Николаевна Скаржинская, доцент кафедры индивидуально-игровых и интеллектуальных видов спорта в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, автор научных статей на эту тему и один из разработчиков определения «киберспорт», вошедшего в нормативные документы Министерства спорта РФ при официальном признания этого вида спорта.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРИВОДЯТ К ДОЛГОЛЕТИЮ?

В зарубежных СМИ появляются научные статьи, доказывающие, что компьютерные игры очень полезны для людей всех возрастов и особенно – для подростков. Люди, играющие в компьютерные игры, якобы более уравновешены, чувствуют себя более здоровыми и способны прожить дольше других.

- Елена Николаевна, российские исследователи компьютерных игр готовы согласиться с таким выводом?

«- К сожалению, мнение российских ученых, исследующих киберспорт, трудно узнать обычному учителю, родителю или школьнику, - говорит Елена Скаржинская. - Мы сейчас находимся в неструктурированных информационных потоках о компьютерных играх.

В публикациях СМИ, которые вышли за последние два года, обсуждаются денежные призы, которые получают киберспортсмены, финансирование соревнований по компьютерным играм, но – практически никогда не говорится о научных исследованиях киберспорта, никогда не дается слово ученым.

Могу сказать, что по соотношению интеллектуальной, физической, психологической деятельности компьютерные игры ближе всего к шахматам.

Кстати, когда мы создавали образовательную программу для киберспортсменов в русле спортивной науки, мы не изобретали ничего невероятного, а просто внимательно изучили программу «теория и методика шахмат» в лучшем спортивном вузе страны.

Не могу судить о долголетии (по геймерам и киберспорсменам у нас просто нет данных). Но средняя продолжительность жизни в среде профессиональных спортсменов – 64 года. А шахматиста – 83 года.

Умственная деятельность – залог здоровья и долголетия. А компьютерные игры – и это очень важно - требуют активной умственной деятельности».

На кафедре киберспорта
На кафедре киберспорта

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ - СПОРТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что игры-шутеры нового поколения оказывают позитивное влияние на подростков и неуверенных в себе взрослых (хотя прежде «стрелялки» считались разрушительными для детской психики). Их разработчики якобы учли все претензии, высказываемые к прежним шутерам, и выпустили совершенно новый продукт.

- Может быть, зарубежные исследователи не думают о науке, а просто лоббируют интересы производителей игр?

«- Наверняка среди статей, хвалящих те или иные компьютерные игры, есть откровенно заказные. Но я понимаю, почему добросовестные ученые с таким вниманием изучают феномен компьютерных игр. Общество, в котором мы живем, проходит трансформацию: из индустриального оно переходит в постиндустриальное. Компьютерные игры - это спорт постиндустриального общества: они формируют те ключевые компетенции, которые будут нужны в будущем: скорость принятия решения, уклонение от ненужной информации, командная мыследеятельность…Это - спорт людей, которые будут жить в цифровой экономике.

- А какой вид спорта был самым типичным для индустриального общества?

- Тот самый олимпийский спорт, который мы почему-то называем традиционным. Спорт, по Шпенглеру, – это дитя цивилизации. Современный спорт возник фактически в середине 19 века. Доиндустриальное общество не имело спорта. Если марафонцы в шортах, кроссовках и майках прибегут в деревню традиционного уклада, то ее жители будут неприятно удивлены. Вряд ли с ними удастся объясниться, приводя в качестве аргумента пользу здорового образа жизни. В представлении традиционного общества двигательная активность должна носить сугубо утилитарный характер. Двигаться ради того, чтобы двигаться, - для них это нелепо.

Первая олимпиада в России освещалась так: что за безобразие, чем эти барышни занимаются, почему они ходят чуть ли не нагишом?...Чтобы принять олимпиадное движение, обществу понадобилось время.

Сейчас мы наблюдаем, как в определенных кругах меняется отношение к компьютерному спорту. От отвержения и неприятия – к стремлению понять, почему в эти игры погружены тысячи детей и подростков? Как направлять их активность? Какие личностные черты развивает компьютерная игра в команде? Может быть, это - хорошие, полезные качества?

Все эти проблемы недавно обсуждались в рамках Московского международного салона образования, во время панельной дискуссии «Новая экосистема образования: игровые компетенции и субкультуры компьютерных игр».

Эксперты пришли к выводу, что у киберспорта есть ценностный потенциал, и его необходимо тиражировать в образовательные среды разных учебных заведений.

Кстати, в Федеральном институте развития образования (ФИРО) создана экспериментальная площадка по изучению перспектив введения киберспорта в систему дополнительного образования».

Киберспортсмен на тренировке
Киберспортсмен на тренировке

В РОССИИ КИБЕРСПОРТ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН. ЭТО ПРАВДА?

«- Нет, неправда, - объясняет Елена Скаржинская. – В свое время Минспорт просто не пролонгировал киберспорт на территории Российской Федерации. Это случилось потому, что в министерство не были вовремя представлены данные о занятиях компьютерным спортом в разных регионах России. Такие документы должны были цифрами и фактами подтверждать существование киберспорта в нашей стране. Но документов не оказалось – и чиновники поступили в соответствии с законом, лишив компьютерный спорт статуса вида спорта.

Позднее в СМИ поднялась волна публикаций о том, что компьютерные игры – это зло, что они разрушают физическое здоровье и психику подростков. Этот негативный образ, созданный масс-медиа, влиял на общественное сознание достаточно долго.

Только в 2016 году компьютерный спорт снова был признан видом спорта на территории России.

Впрочем, еще до этого было понятно, что опыт, накопленный международными социальными институтами, приведет нашу страну к признанию компьютерного спорта.

Поэтому в 2014 году мы открыли в Российском государственном университете физкультуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) образовательную программу для обучения бакалавров «Теория и методика компьютерного спорта».

Киберспортсмен во время состязаний
Киберспортсмен во время состязаний

ПОЧЕМУ УЧИТЬСЯ НА КИБЕРСПОРТСМЕНА МОЖНО ТОЛЬКО В ОДНОМ ВУЗЕ?

- Но если с киберспортом в России все в порядке, почему программы подготовки компьютерных спортсменов и тренеров до сих пор не открыты в других вузах?

- Для занятий киберспортом вузу нужны компьютеры с мощными игровыми видеокартами. В перечень оборудования для образовательных организаций игровые видеокарты не входят. Поэтому их нельзя официально закупить и поставить на компьютеры. Чтобы обучать студентов в вузе по программе киберспорта, нужно внести изменения в законодательство.

Нам в РГУФКСМиТ повезло больше других – мы получили необходимое оборудование от Александра Федоровича Горбаченко, президента Федерации компьютерного спорта города Москвы.

Помимо трудностей с компьютерной техникой существует проблема и с кадрами: где вуз может найти преподавателя по киберспорту? Сейчас у нас на специализации «Теория и методика компьютерного спорта» работают пять преподавателей, трое из них кандидаты наук. А первые три года вся ответственность за специализацию лежала на плечах одного преподавателя – Михаила Алексеевича Новоселова. Ему удалось наработать уникальный опыт партнерских взаимоотношений с индустрией киберспорта. Благодаря ему у нас в 2017 году был самый высокий конкурс среди всех спортивных вузов страны!

Студенты с кафедры компьютерного спорта
Студенты с кафедры компьютерного спорта

КТО ВОЗЬМЕТ НА РАБОТУ БАКАЛАВРОВ КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА?

- В этом году ваш вуз выпустит первых в России бакалавров киберспорта. Куда они пойдут на российском рынке труда?

«- Сотни тысяч детей в России увлечены компьютерными играми. Наши выпускники подготовлены к тому, чтобы заниматься тренерской, преподавательской и судейской деятельностью в области компьютерного спорта. Для них открыта организационно-управленческая и проектная деятельность – там, где есть различные муниципальные службы и отделы по работе с молодежью.

Это - специалисты по работе с детьми и подростками-геймерами. Выпускники РГУФКСМиТ смогут пропагандировать и популяризовать среди геймеров компьютерный спорт, привлекать их в команды, объяснять, как участвовать в спортивных мероприятиях.

У наших бакалавров - хороший опыт проектной деятельности, все они проходили практику в компании Mail.Ru и имеют опыт реализации крупных проектов с компанией Ubisoft.

Те из них, кто позднее закончит магистратуру по киберспорту, смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью и, возможно, будут преподавателями в вузах».

Занятие на кафедре киберспорта
Занятие на кафедре киберспорта

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КИБЕРСПОРТСМЕН ОТ ГЕЙМЕРА?

- Зачем нужно пропагандировать компьютерный спорт среди подростков-геймеров? Они же и так посвящают все свое свободное время компьютерным играм…

«- Киберспортсмен - это социализированная и творчески развитая личность. А геймер – далеко не всегда. Если геймера удается вовлечь в занятия киберспортом, то есть приобщить к процессу спортивной подготовки и участию в соревнованиях по компьютерному спорту, – его представление о мире и образ жизни может измениться

Геймер играет в компьютерные игры запойно, по 24 в сутки, потому что он психологически не способен выйти из игры. А киберспортсмен садится за компьютер в определенное время, для того, чтобы отработать навыки, необходимые для конкретной игры. Он (или тренер) ставит перед собой задачи и решает их.

В оставшееся время киберспортсмен не играет. Он общается с друзьями, занимается разными видами спорта, углубляет свои знания компьютерной техники, изучает иностранные языки, которые понадобятся ему на международных турнирах. Они же станут для него каналами коммуникации с киберспортсменами из других стран.

Многие из моих студентов хорошо изучили английский язык, который необходим в киберпространстве. Во время освоения образовательной программы по киберспорту у нас положено заниматься плаванием, спортивными играми, лыжами и другими активными видами спорта, А кроме того, студенты изучают психологию, физиологию, анатомию – полный комплекс предметов, соответствующий программе спортивного вуза».

Чтобы учиться здесь, нужно пройти самый высокий конкурс среди спортивных вузов России
Чтобы учиться здесь, нужно пройти самый высокий конкурс среди спортивных вузов России

РАЗВЕ НЕ КАЖДАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА ОТНОСИТСЯ К КИБЕРСПОРТУ?

«- Нет, далеко не каждая, - говорит Елена Скаржинская. - Киберспорт, как и другие виды спорта, имеет свое нормативное обеспечение. Сегодня вопрос о том, по каким признакам эксперты должны признавать ту или иную игру киберспортивной, находится на стадии обсуждения. По нему ведутся дискуссии, часто жаркие.

Компьютерным спортом могут быть названы только те компьютерные игры, разработчики которых выполнили ряд условий. В частности, написали специальную программу, позволяющую участникам игры соревноваться на равных условиях.

Например, вы играете в шахматы: у вас и вашего противника - изначально одинаковые условия игры. В компьютерных играх зачастую присутствует несбалансированность: условия одинаковы не для всех.

Разработчики должны определить и прописать все возможности для честной игры, для соревнования на равных. Только тогда игра подходит для киберсостязаний. По таким играм проходят престижные национальные и международные турниры с высокими призовыми фондами, которые широко освещаются в СМИ.

А вот большинство компьютерных игр, которыми увлечены геймеры, этим условиям не соответствует. В них можно просто играть, но нельзя проводить спортивные состязания».

Обучающий семинар  с использованием симулятора футбола FIFA
Обучающий семинар с использованием симулятора футбола FIFA

КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ НУЖНО СДАТЬ, ЧТОБЫ СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО КИБЕРСПОРТУ

Для того, чтобы поступить на программу бакалавриата по компьютерному спорту, абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку и биологии.

Второй этап поступления проходит в Москве, в РГУФКСМиТ, на Сиреневом бульваре. Нужно выдержать два дополнительных внутренних экзамена. На них становится ясно, справятся ли абитуриенты с программой, которую им предстоит осваивать.

«- ЕГЭ по биологии, а не по математике, нужен будущим киберспортсменам потому, что у нас - спортивный вуз. Внутренние экзамены сдаются по общей физической подготовке и теории и методике компьютерного спорта. На первом внутреннем экзамене отсеиваются неподготовленные физически и эмоционально. А теория и методика компьютерного спорта – это то, что они будут изучать. Поскольку в школе абитуриенты этого проходить не могли, мы знакомим их в режиме консультаций с материалами для этого экзамена».

Студенты состязаются в компьютерном симуляторе картинга
Студенты состязаются в компьютерном симуляторе картинга

ГДЕ МОЖНО ЗАЩИТИТЬ ДИССЕРТАЦИЮ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ СПОРТУ?

В современной России уже существует научная школа, изучающая психофизиологические и социальные аспекты занятий киберспортом.

Она сложилась при взаимодействии ученых Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма и Московской государственной академии физической культуры.

«- С 2010 года мы ежегодно проводили всероссийские научные конференции по проблемам киберспорта, - рассказывает Елена Скаржинская. - Приглашаем всех спикеров, которые исследовали в каком-либо аспекте киберспорт и спортизированные компьютерные игры. В свободном открытом доступе любой желающий может познакомиться с комплексом педагогических, физиологических и психологических исследований, посвященных компьютерным играм. Например, что происходит в коре головного мозга с правым и левым полушарием во время игры в компьютерные игры».

…Сейчас в РГУФКСМиТ открыта магистратура по программе «киберспорт». Уже состоялся набор в аспирантуру. Ее выпускники смогут заниматься научными исследованиями, связанными с компьютерными играми.

1 курс
1 курс

СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ ЛИДЕРОМ КИБЕРСПОРТА?

- Во всем мире очень высока репутация российских программистов. Мы наверняка должны иметь высокие результаты в киберспорте?

«- Сегодня в России уже создано некоторое количество киберспортивных клубов. Но их недостаточно для того, чтобы говорить о долгосрочных перспективах. Рынок компьютерных игр в нашей стране тоже находится на стадии формирования. В РФ есть всего несколько компаний, которые разрабатывают игры и имеют на них лицензионные права. Нет, пока мы не можем сказать, что Россия – это лидер киберспорта, как США, Китай или Корея, - считает Елена Скаржинская. - Но будем надеяться, что у нашей страны есть потенциал, чтобы стать лидером. Для этого надо объединить усилия общественности – особенно родителей и педагогов - и профессионалов индустрии киберспорта. Родители и педагоги должны понимать мир, в котором уже живут наши дети».

Автор: Светлана Кириллова

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
295
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
681
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
610
Комментарии
Алексей Кыласов
Гость
4 мая 2018 г., 21:53

Утилитарными традиционные игры никогда не были - это бред совковый учебников спорта, они были и остаются частью праздничной культуры. Дебилы от теории спорта далеки от исторической науки и не догадываются о методике работы с источниками. А вот спорт - культура повседневности. Они в разных культурных регистрах.

Оставить свой комментарий

Ваш город: