Сегодня все больше бизнесменов обращаются к GR-менеджерам, которые специализируются на грамотном построении диалога с представителями государственных структур. Именно об этой профессии мы сегодня и предлагаем вам поговорить.
Любой успешно развивающийся бизнес рано или поздно привлекает внимание государства, которое, как известно, не всегда радует приятными сюрпризами. Поэтому одни предприниматели предпочитают вести себя "тише воды, ниже травы", надеясь, что чиновники их не заметят. А другие поступают умнее, и сразу же начинают выстраивать тактику взаимодействия с госорганами. Главная задача этого взаимодействия – обеспечение оптимизации административной нагрузки и взаимовыгодного сотрудничества с госорганами, а также сведение к минимуму различных рисков, исходящих от власти.
Решение этих вопросов обычно ложилась на плечи собственников бизнеса или генерального директора – людей, которые больше всего заинтересованы в благополучном жизнеобеспечении своего предприятия. Но в современных реалиях без определенных знаний и навыков не всегда можно самостоятельно организовать успешное взаимодействие с чиновниками и адаптировать компанию к действиям государства.
Именно поэтому все больше бизнесменов обращаются к GR-менеджерам, которые специализируются на грамотном построении диалога с представителями государственных структур. Именно об этой профессии мы сегодня и предлагаем вам поговорить.
Кто такой GR-менеджер?
GR-менеджер – связующее звено между компанией и властями, благодаря которому бизнес не только процветает и развивается, но и избегает вероятных угроз от деятельности госструктур.
Аббревиатура "GR" расшифровывается как "Government relations", что в дословном переводе с английского означает "связь с государственной системой управления". Следовательно, специалист в этой области занимается налаживанием взаимодействия с органами власти.
На рубеже 90-х и 2000-х годов подобные должности в крупных российских компаниях занимали бывшие сотрудники госучреждений. Они хорошо разбирались в тонкостях принятия важных управленческих решений, а также имели личные связи с представителями верхушки власти. В тот период такие люди нередко принимали участие и в реализации коррупционных схем в интересах компании.
Сегодня специалисты со связями по-прежнему ценятся, но молодым и инициативным также открыта дорога в GR-менеджмент.
Для современного "джиарщика" важно не столько "договориться" с чиновниками, сколько построить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью. При этом речь не должна идти о неофициальных схемах сотрудничества.
Среди должностных обязанностей GR-менеджера выделяют следующие:
- защита и продвижение интересов коммерческой организации в органах государственной власти;
- определение потребностей бизнеса, зависящих от влияния госструктур;
- отслеживание важнейших политических, экономических, культурных и имиджевых мероприятий страны, подготовка и проведение переговоров по участию в них;
- отслеживание проектов законодательных документов, оценка их возможного влияния на бизнес;
- проведение встреч и переговоров с представителями госструктур;
- решение кризисных и предотвращение конфликтных ситуаций;
- участие в выставках, конференциях и прочих мероприятиях, где можно презентовать представителям госструктур достижения компании.
Результат деятельности такого профессионала – открытый стабильный диалог с органами власти, направленный на поиск общих интересов и достижения взаимной выгоды. Иными словами, такой человек должен вызвать заинтересованность у государства в развитии той или иной компании.
Какими качествами должен обладать GR-менеджер?
Качественно выполнять свою работу GR-менеджерам помогает наличие таких знаний и навыков, как:
- владение английским языком;
- владение методами лоббирования интересов компании;
- грамотная письменная и устная речь;
- знание технологий PR;
- понимание отраслевой специфики предприятия;
- понимание устройства государственной власти и владение механизмами работы с отдельными ее структурами;
- умение анализировать рынок потребителей и оценивать конкурентоспособность компании;
- умение вести деловую переписку;
- умение грамотно формулировать проблемы, переводить их в задачи и предлагать разные пути их решения.
Работодатели обращают внимание на такие личностные качества GR-менеджера, как:
- аналитическое мышление;
- инициативность;
- коммуникативность, умение найти подход к любому человеку;
- организаторские способности;
- стрессоустойчивость;
- управленческий потенциал;
- харизматичность.
Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что в этой сфере, как и прежде, очень важен опыт и наличие знакомств среди представителей власти.
Преимущества профессии GR-менеджер
Начинающие менеджеры по GR могут получать от 40 000 рублей. Услуги опытных специалистов со связями в госструктурах могут оцениваться уже от 100 000 рублей в месяц.
Один из аспектов такой работы – полезные знакомства. Никогда не помешает быть в хороших отношениях с представителями власти, например, на случай если возникнет желание заняться собственным бизнесом.
Если раньше на предприятиях не было официальной ставки для специалиста, который занимается урегулированием вопросов с госструктурами, то сегодня это направление деятельности "отделилось" в отдельную профессию, которая с каждым годом становится все более востребованной. Именно поэтому GR-менеджер находится в списках профессий будущего.
К слову, имея опыт в GR, можно преуспеть и в своем деле, ведь вы будете знакомы с тонкостями многих бизнес-процессов.
Недостатки профессии GR-менеджер
На GR-менеджере лежит огромнейшая ответственность, ведь именно он формирует мнение властей о компании – любой просчет может отразиться на ее благосостоянии.
Занимая такую должность, следует быть готовым к ненормированному графику работы. Командировки, встречи, посещение мероприятий и зачастую немало бумажной работы – все это не оставляет времени на нормальный отдых.
Самое неприятное, что и сегодня руководство некоторых компаний может прибегать к коррупционным схемам. И по традиции этим вынуждают заниматься человека, у которого налажены контакты с нужными людьми, коим и является GR-менеджер.
Где можно получить профессию GR-менеджер
Непосредственно специалистов по Government relations наши ВУЗы не выпускают, поскольку в данном случае мало иметь профессиональные знания и навыки. В большей мере для получения этой профессии важна способность "обрастать" нужными связями и находить "общий язык" с чиновниками. Если же вы чувствуете в себе потенциал, то для начала карьеры (да и для личного самоутверждения) вам желательно получить высшее образование хотя бы по одной из следующих специальностей:
- Общественные связи в государственном и муниципальном управлении (РАНХиГС);
- Реклама и связи с общественностью (МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, КФУ и др.);
- Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере (СПбГЭУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, СПбГЭТУ ЛЭТИ, МТУСИ и др.);
- Реклама и связи с общественностью в политике (Университет Лобачевского);
- Управление и аналитика в государственном секторе (НИУ ВШЭ СПб);
- Экономика предприятий и организаций (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ, СПбПУ Петра Великого и др.);
- Юриспруденция (НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, МИРЭА и др.).
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 370 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 320 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 130 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 130 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 315 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 295 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 255 310,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 234 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 112 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 45 800,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 233 000,00 ₽ |
[42.03.01] Реклама и связи с общественностью
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 228 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 34 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 116 000,00 ₽ |